Что такое FidoNet, в чем феномен былой популярности этой любительской сети и её стремительного угасания в эпоху Интернета?
В чем связь и антагонизм отношений между этими двумя сетями: первые интернет-провайдеры в России были основаны известными «фидошниками», а затем возросшая популярность и доступность Интернета отчасти и погубили FidoNet. И уже сегодня мы видим, что ФИДО активно использует глобальную сеть в качестве транспорта для своей почты. Как бы то ни было, огромное количество нынешних программистов и системных администраторов прошли школу Fido, и часто вспоминают о тех былых временах с ностальгией. Многие подключены к ФИДО и поныне, и даже верят и творят своими руками её новое будущее.
Это вторая часть (начало — здесь) большого интервью с основателем FidoNet — Томом Дженнингсом. Эта часть полностью посвящена воспоминаниям Тома о Fido и его видении развития и перспектив этой известной в прошлом любительской сети.
В чем причина заката эпохи FidoNet с вашей точки зрения?
Давайте отметим вот что: любая технология, это просто реакция общества, адаптация социума (или его отдельных участников) к текущей ситуации. FidoNet — это техническое решение, которое было полностью завязано на телефонные сети и топологию межрегиональной связи.
Я хочу лишь сказать, что не надо концентрироваться на каких-то технических деталях именно FTN, нужно просто понять, что в то время и при тех обстоятельствах, была определенная свободная ниша, и FidoNet успешно её занял.
С тех пор многое изменилось, мир вокруг нас изменился, и многие решения FidoNet смотрятся сегодня уже не так адекватно и разумно, поэтому неизбежно на смену FidoNet должно было прийти что-то иное, и вот теперь многие из нас завязаны на Интернет. Несмотря на это, я знаю, что есть много мест в мире, где технологии лежащие в основе FidoNet востребованы до сих пор.
В России выходом из этой тупиковой ситуации многие видели переход на IP-протокол в качестве транспорта, эволюции FidoNet в сторону «fido-over-IP», вплоть до создания «гипертекстовых фидонетов». Как вы относитесь к этому тренду?
Очень интересно, и почему же нужно обязательно интегрировать FidoNet с Интернетом? Может у IP-протокола есть какие-то существенные для Fido преимущества? Тогда я явно что-то пропустил. Все эти шлюзы с интернетом, «гипертекстовые фидонеты»... какое место во всем этом занимает сам FidoNet? Я так понимаю, тогда уж лучше пользоваться Интернетом в оригинале, чем так... прошу прощения.
Впрочем, тогда многое так и не было реализовано до конца, как это изначально задумывалось.
А что задумывалось интересного из нереализованного?
Например, nodelist и его сегменты должны были распространяться через механизм эхопочты, всё должно было работать на уровне автоматических запросов и ответов, очень похоже на современный DNS. Это должны были быть инкрементальные обновления, которые динамически обрабатывались и уточнялись бы почтовыми роботами хабов на всех уровнях сети.
Функция ведения и добавления новых узлов FidoNet впоследствии была во многом узурпирована зональными и региональными координаторами, которые, кстати, вообще часто занимались совсем не тем, чем им следовало заниматься изначально.
Кстати говоря, прокомментируйте ваш уход из FidoNet, как говорят, его причиной был именно конфликт с зональным координатором (ZC) первой зоны?
Прошло уже много времени с тех пор, я не помню уже всех аргументов.
Давайте запишем, что я просто устал. Я сделал все, что мог на тот момент. Я не хотел быть разводящим во множестве чужих конфликтов, но все считали, что только я и способен их решить, ко мне постоянно апеллировали как к последней инстанции, прыгая через головы координаторов всех уровней.
Я просто устал... я просто ушел и создал новый проект — регионального интернет-провайдера (The Little Garden)... я не помню, какой это был год, посмотрите в Википедии сами.
Хорошо, можно спросить по другому: что вам не нравилось в FidoNet, из которого вы ушли?
Моя наивность привела к тому, что я создал систему, где отдельные личности получили широкие права и возможность самостоятельно определять политику и навязывать её другим. Хуже всего работал уровень региональных координаторов — часто они принимали решения за всех, писали свои собственные полиси для «своего региона», они величали себя как RC — Regional Сzar.
Как следствие, управление FidoNet по всему миру стало очень разнородным — там, где одно было категорически запрещено, в другом регионе проходило без всяких проблем, и так далее — это часто называют «политикой двойных стандартов» (одно утешает, что это не моё изобретение). Всё это порождало конфликты, много человеческих конфликтов...
Эгоистичность отдельных людей, их специфические личностные свойства — всё это стало влиять на сеть в целом. Это меньше всего, что я хотел получить в результате.
Помню, мой друг Том Хендерсон назвал FidoNet того времени как Fight-O-Net, и он был недалек от истины.
Разве FidoNet Policy не регулирует все это достаточно четко и прозрачно?
Все до единого «полиси» что я видел — были ужасны, включая даже те, в разработке которых участвовал я сам. Всё начиналось с безобидного и короткого набора правил — «нетикета», а в результате пришло к сложным и витиеватым талмудам из бесчисленных пунктов, подпунктов и даже глав, которые весьма ограниченные умом люди засовывают нам в глотки всю жизнь под видом бесконечных правил и поучений.
Вы можете процитировать меня, что всё это — отвратительно.
Очень заметно, что вы убежденный анархист по своей природе...
Идеология для меня лежит скорее в моей ответственности, но не в декларативных отличиях от других. Иначе говоря, я действительно в это верю и стараюсь жить в соответствии с этим, отсюда моя принципиальность.
Если позволите, ещё немного про ваш второй проект после Fido — The Little Garden. В отличие от бесплатного Фидо, теперь вы создали успешный коммерческий проект, какие впечатления, может и здесь есть какая-то полезная философия, как и с обучением детей?
Я начал этот проект на свои карманные деньги, обычные накопления на черный день, и запустились мы вроде в 1990, а уже в 1995 месячный оборот компании был около 200 000 тысяч долларов — огромные деньги для регионального провайдера на заре популярности Интернета.
Тогда-то и провайдеров было — можно пересчитать их на пальцах рук, — мы были одними из первых (по некоторым данным — TLG даже был первым традиционным ISP, без надстроек типа CompuServe и AOL — примечание И.С).
Мы старались быть максимально неформальными и открытыми. Любому можно было завалиться к нам в офис в любое время суток и закинуть свои ноги на наш стол. При этом мы старались варить только самое лучшее кофе. Золотое время тогда было...
Как жалко, что у нас нет таких провайдеров, извините что перебиваю, вас ждал, конечно, дикий успех?
Ну, не так сразу, парень... Лишь через 6 лет после старта ко мне поступило предложение с приличной суммой — и я продал его. В любом случае дальнейший рост TLG предполагал существенных инвестиций, денег на которые у меня просто не было.
Какая тут философия, ты спрашивал что-то такое? Тогда люди ещё не знали модных слов, типа «стартап», но всё же я повел себя как настоящий стартапер. И тогда и сейчас смысл один и тот же: если тебе нужны деньги — вперед в бизнес, расти и удачно продавайся. Или как в случае с Facebook — если ты сам стал настолько большим, — лучше конечно покупать других, пускай работают на тебя, это всё та же игра, просто теперь вы с инвестором поменялись местами.
Домик непритязательного миллионера-программиста Тома, где он живет со своим гражданским партнером
И конечно у щедрой Вселенной всегда открыт и второй вариант — иди и работай на дядю. В этом случае синдром отложенной жизни просто гарантирован, зато ты можешь всем вокруг сказать «что у тебя есть гарантии», это немного успокаивает (хитро улыбается). Вот и вся философия: делай, что считаешь нужным, или хорошо исполняй то, что говорят тебе другие — нет никакого другого выбора, в капитализме всё очень скучно и однообразно (пауза).
У вас при коммунизме я бы, наверное, мог бы стоя в сторонке просто курить какую-нибудь дурь, не будучи никому ничего обязан, но в Штатах это пока никому не грозит точно (смеется).
Фанаты сети Фидо разбросаны сейчас по всему бывшему СССР, как например основатели этого киевского ФидоБанка
В заключение интервью уже от себя добавлю 10 личных, возможно субъективных утверждений-впечатлений об этом интервью с Томом:
Американский программист, анархист и неформал, основатель любительской сети FidoNet, в качестве субподрядчика работал на компанию Apple Computer и множество других крупных фирм. Создал один из первых вариантов BIOS, что определило будущую специализацию компании Phoenix Software. Первый веб-мастер культового журнала Wired. Удачливый бизнесмен — создатель первого традиционного dialup-провайдера (ISP). Является почитателем Алана Тьюринга, считая его жизнь и взгляды во многом похожими на свои. Большой любитель техногенного арт-искусства, а также актер в местном любительском театре.
Окончание этой серии интервью — вот здесь.