Я затрудняюсь, как назвать род занятий человека, про которого сегодня пойдет речь: профессор, арт-художник, философ, шаман-экспериментатор, или всё-таки технарь и инженер-изобретатель: Я также затрудняюсь назвать его точные фамилию-имя-отчество, дело в том, что когда-то давно его звали Стелиос Аркадио, но он уже давно переоформил все свои документы, в том числе и паспорт на короткую аббревиатуру - Стеларк.
Сегодня Стеларк лидер такого философского направления как техно-арт. Он начинал с того, что ещё в далеких 70-ых годах сконструировал настоящий и работающий прообраз виртуального шлема и попытался создать свою собственную виртуальную реальность: из маски, оптических линз, сложной системы зеркал и сенсора, полностью меняющих представления об известном и привычном нам видимом пространстве. И хотя это была ещё не та самая компьютерная реальность, о которой мы все сейчас так наслышаны, но всё же, долгое пребывание и адаптация к жизни в этом шлеме, по словам Стеларка, открывало нам заново наш внутренний мир.
В 1973 году, после того как у подруги он провел целую неделю перед телевизором, он решил в качестве эксперимента зашить себе рот и глаза. После этого он был помещен на неделю в изолированную и закрытую темную комнату его собственной арт-галереи, где посетители его выставки могли наблюдать, в том числе его самого через стекло. Всю эту неделю он не пил, не ел, и почти не спал, и по его словам, под конец эксперимента стал наблюдать очень яркие галлюцинации подобно тем, о которых рассказывают нам, например, шаманы.
В 1975 году, под наблюдением и с помощью врачей, он снял последовательно два фильма, где уже выступил и как режиссер, и как постановщик, и как объект самим съемок. Первый фильм был посвящён путешествию микровидеокамеры по его собственному организму, т.с. по всем возможным полостям и каналам. Показывая полный цикл работы нашего тела, но уже очень наглядно и непосредственно изнутри. Успех среди американского андеграунда от этой работы, показ которой сопровождался очень странной музыкой в стиле немого кино, где параллельно идущей картине тапер озвучивал свою интерпретацию увиденного на пианино, был феноменальным.
Тогда он продолжил и снял вторую серию этого фильма: используя свой собственный желудок как арт-студию, он устроил там настоящий перфоменс. В желудок кроме камеры помещалась капсула, которая мигала и сверкала, освещая все сюрреалистические процессы пищеварения самой разной пищи чудным неоновым, а иногда и зловещим оранжевым цветом, кроме того капсула пищала как Sputnik, посылая радиосигнал в УКВ всему прогрессивному человечеству.
В 80-ых Стерлак изготовил себе третью руку - Extra Hand, которая принесла ему большую известность. Он рисовал, обедал, пытался управлять машиной тремя руками сразу, свой электромеханический протез он крепил поверх правого плеча, и тот двигался, получая команды с электромиограммы его мышц живота и ноги. Стеларк доказывает, что тело человека - это как протез; между протезом и его настоящими руками нет почти никакой разницы. В конечном итоге всё это только один протез, который выполняет волю разума. И часто - разума, находящегося вне тела.
Он убедительно демонстрирует верховенство воли и разума над телом не только на своих лекциях в университетах, но и в своих перфомансах, которые прошли во многих крупных городах Америки и Европы, собирая каждый раз огромную толпу зевак и, конечно же, толпы журналистов всех мастей. На оживленных площадях, перекрестках главных улиц, перед крупными учебными заведениями он подвешивал свое туловище к различным высотным конструкциям, к воздушным шарам, с помощью специальных фиксирующих механизмов.
В качестве крепления он использовал различные застежки и крюки, вдетые прямо в кожу своего тела, благодаря которым он оставался на весу очень долгое время. В некоторых городах власти даже пытались запрещать Стеларку столь шокирующие демонстрации возможностей своего: нет не тела, Стеларк утверждает, что именно разума, ибо вид живой подвешенной и распятой окровавленной плоти слишком мешает обывателю (по мнению властей), спешащему на работу или по своим личным делам, сохранять своё хрупкое душевное равновесие.
Первые 10-15 минут я провел с крепко закрытыми глазами: Высота 200 футов, всё, что ты слышишь, - это свист ветра да поскрипывание кожи, поворачивающейся и покачивающейся на ветру.
Когда американские власти по этой причине стали гнать Стеларка с людных площадей и перекрестков, он нанял башенный кран, и стал подвешивать себя за окровавленную кожу в абсолютно голом состоянии над основными городскими магистралями (над автомобильным потоком) или над городскими монорельсами, чтобы люди проезжающие мимо по своим "муравьиным суетным делам" могли обозревать его торжествующий взгляд на мир и "также задумались над бренностью своего тела-протеза".
Чтобы снять его силой, полицейские пригоняли другой кран и долго сдирали его оттуда (а снять голого человека висящего на крюках в воздухе, вдетых в его кожу и мясо не так-то просто, как это может показаться некоторым не умудрённым таким опытом читателям КВ), что само по себе собирало толпы зевак и образовывало колоссальные пробки из машин на дорогах. Таки снявши его, полицейские очень удивлялись, что Стерлак - профессор Питсбурского университета, почетный член двух академий, и вынужденно передавали его истерзанное и кровоточащее тело в руки врачей.
Журналисты его спрашивают, зачем он это делает?
Иначе он не может. Тело - его арт-объект, арт-средство, источник и конечный результат его художественных фантазий. "Своей натянутой кожей я демонстрировал рельефы земного притяжения" - терпеливо объяснял он причины своего поведения в протоколах Чикагской полиции.
Но годы уже не те, да и мир сильно изменился - Стеларк уже давно не выходит на улицу, как в старые добрые времена. Ныне Стеларк своей площадкой для очередных перфомансов избрал Интернет, и он уверен, что глобальная сеть позволяет уже сейчас увидеть наше будущее, которое грезится ему как симбиоз киборга, интернета и человеческого разума, - вот близкое будущее человеческой эволюции по Стеларку.
Окончание статьи читайте тута.